Такая архетипичная вещь, как культ предков в общечеловеческой современной культуре никуда, в
сущности, не делась и значения не потеряла. Мы все так же с почтением относимся
к могилам и кладбищам, к обрядам поминовения умерших, а также к музеям и
старинным вещам и документам, которые хранятся в этих музеях. И мы все так же
интересуемся историей, давно умершие люди нас все так же восхищают и привлекают
к себе наше внимание. Это значит, что в принципе мировой человеческой культуре
присуща такая характеристика, как интерес к предкам.
Любой человек имеет предков, и, следовательно, перечисленные
выводы касаются любого человека из любой страны. Вот, кстати, почему культ
предков, культ мертвых ― это не мистические выдумки, а вполне работоспособная
идеологическая модель, пригодная для объединения всего человечества.
Что интересно, культ мертвых стихийно возрождается на базе
современных философских, религиозных и научных представлений. Это
подтверждается наблюдениями за работой исторических архивов, которые, например,
в России в последние десять-пятнадцать лет буквально перегружены заказами,
связанными с генеалогическими разысканиями. Кроме того, это подтверждает и бум
последних десяти лет на исследования, связанные с социальной историей,
социальной памятью, историей повседневности и т. п. Другими словами, культ
мертвых в интеллектуальных условиях первой четверти XXI века проявляется и в
тенденциях в различных гуманитарных науках ― истории, социологии и т. п.
Интерес к прошлому увеличивает наши знания о нем. Увеличение
знаний ведет к тому, что люди осознанно начинают прошлое уважать. Это
выражается, в частности, в том, что мы начинаем ценить непохожесть на нас наших
предков. В конце концов, наши прабабушки и прадедушки жили так, как было
принято жить в их время, и у них, например, не было столь комфортных или
современных домов, как у нас.
В таком случае одна из наших прикладных и актуальных задач ―
ухаживать за старинными домами, а не презрительно объявлять все созданное до
нашего рождения ненужным хламом. Комплексный
и регулярный ремонт старинных районов ― самое убедительное доказательство любви
и уважения к своим предкам, намного большее, чем любые пропагандистские
кампании или создание очередного пыльного музея.
Время, природа и социальные процессы постепенно изменяют
нашу жизнь, и от прошлых эпох остаются лишь осколки, лишь исторические
источники, по которым мы и можем убедиться, что кто-то и когда-то в
действительности существовал и что-то в своей жизни любил или не любил. Уничтожая старинные дома, мы уничтожаем эти
исторические источники, а разрушая комплексную старинную застройку, мы сами
себе закрываем дверь в прошлое и обрубаем возможности для его многопланового
изучения.
Наконец, есть и другое соображение, основывающееся на идеях
русского философа второй половины XIX века Николая Федорова. Основная мысль
Федорова заключается в том, что научно-технический прогресс можно использовать
не только во благо ныне живущих людей, но и для воскрешения умерших.
Эту мысль Федорова можно трактовать по-разному ― скорее
всего, аллегорично. Пока мы помним об
умерших людях, они по-прежнему живы хотя
бы для нас, но когда мы забываем даже их имена и вообще не вспоминаем о них, тогда
они по-настоящему умирают.
Наблюдение Федорова и других христианских богословов ведет к
ряду конкретных и прикладных выводов:
1) надо помнить об умерших;
2) надо вспоминать о тех, о ком забыли их непосредственные
потомки, чтобы и они воскресли хотя бы в нашей памяти, и для этого можно и
нужно пользоваться методами различных наук;
3) наконец, надо помнить о жизни всех тех людей, имен и
биографий которых мы еще не знаем, но о ком мы можем узнать косвенно, например,
через вещи и здания, сохраняя их и ухаживая за ними.
Здравствуйте,госпожа Саблезубая!тоже работаю по истории крестьянства, как с вами связаться? моя почта vad2517@yandex.ru
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить