среда, 27 июня 2012 г.

Культ предков в современной России и связанные с ним прикладные задачи


Такая архетипичная вещь, как культ предков в общечеловеческой современной культуре никуда, в сущности, не делась и значения не потеряла. Мы все так же с почтением относимся к могилам и кладбищам, к обрядам поминовения умерших, а также к музеям и старинным вещам и документам, которые хранятся в этих музеях. И мы все так же интересуемся историей, давно умершие люди нас все так же восхищают и привлекают к себе наше внимание. Это значит, что в принципе мировой человеческой культуре присуща такая характеристика, как интерес к предкам.
Любой человек имеет предков, и, следовательно, перечисленные выводы касаются любого человека из любой страны. Вот, кстати, почему культ предков, культ мертвых ― это не мистические выдумки, а вполне работоспособная идеологическая модель, пригодная для объединения всего человечества.
Что интересно, культ мертвых стихийно возрождается на базе современных философских, религиозных и научных представлений. Это подтверждается наблюдениями за работой исторических архивов, которые, например, в России в последние десять-пятнадцать лет буквально перегружены заказами, связанными с генеалогическими разысканиями. Кроме того, это подтверждает и бум последних десяти лет на исследования, связанные с социальной историей, социальной памятью, историей повседневности и т. п. Другими словами, культ мертвых в интеллектуальных условиях первой четверти XXI века проявляется и в тенденциях в различных гуманитарных науках ― истории, социологии и т. п.
Интерес к прошлому увеличивает наши знания о нем. Увеличение знаний ведет к тому, что люди осознанно начинают прошлое уважать. Это выражается, в частности, в том, что мы начинаем ценить непохожесть на нас наших предков. В конце концов, наши прабабушки и прадедушки жили так, как было принято жить в их время, и у них, например, не было столь комфортных или современных домов, как у нас.
В таком случае одна из наших прикладных и актуальных задач ― ухаживать за старинными домами, а не презрительно объявлять все созданное до нашего рождения ненужным хламом. Комплексный и регулярный ремонт старинных районов ― самое убедительное доказательство любви и уважения к своим предкам, намного большее, чем любые пропагандистские кампании или создание очередного пыльного музея.
Время, природа и социальные процессы постепенно изменяют нашу жизнь, и от прошлых эпох остаются лишь осколки, лишь исторические источники, по которым мы и можем убедиться, что кто-то и когда-то в действительности существовал и что-то в своей жизни любил или не любил. Уничтожая старинные дома, мы уничтожаем эти исторические источники, а разрушая комплексную старинную застройку, мы сами себе закрываем дверь в прошлое и обрубаем возможности для его многопланового изучения.
Наконец, есть и другое соображение, основывающееся на идеях русского философа второй половины XIX века Николая Федорова. Основная мысль Федорова заключается в том, что научно-технический прогресс можно использовать не только во благо ныне живущих людей, но и для воскрешения умерших.
Эту мысль Федорова можно трактовать по-разному ― скорее всего, аллегорично. Пока мы помним об умерших людях, они по-прежнему живы хотя бы для нас, но когда мы забываем даже их имена и вообще не вспоминаем о них, тогда они по-настоящему умирают.
Наблюдение Федорова и других христианских богословов ведет к ряду конкретных и прикладных выводов:
1) надо помнить об умерших;
2) надо вспоминать о тех, о ком забыли их непосредственные потомки, чтобы и они воскресли хотя бы в нашей памяти, и для этого можно и нужно пользоваться методами различных наук;
3) наконец, надо помнить о жизни всех тех людей, имен и биографий которых мы еще не знаем, но о ком мы можем узнать косвенно, например, через вещи и здания, сохраняя их и ухаживая за ними.

2 комментария:

  1. Здравствуйте,госпожа Саблезубая!тоже работаю по истории крестьянства, как с вами связаться? моя почта vad2517@yandex.ru

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить