среда, 27 июня 2012 г.

Деятельность Института искусствознания РАН


За сохранение прекрасных памятников истории и архитектуры в нашей стране боролись какие-то отщепенцы, белые вороны, все эти нищие музейщики и особенно нищие музейщицы… Даже во второй половине XIX века, на подъеме исторической науки во всех странах, и в том числе в России, Императорское археологическое общество, которое билось против сноса старинных зданий и уничтожения других древностей, возглавляла женщина, графиня Прасковья Уварова. Понятно, что даже этот штрих наглядно демонстрирует, что это творческое объединение не так котировалось по меркам научного сообщества второй половины XIX века, как, например, соответствующие организации, объединявшие ученых — специалистов по естественнонаучным дисциплинам: уж там-то были сплошь мужчины, и в орденах…
29 марта 2012 года в Институте искусствознания (Москва, Козицкий пер., 5) состоялся замечательный доклад Екатерины Антоновны Шорбан, посвященный ее экспедициям по Калужской, Тульской, Владимирской и Тверской областям, а также частично по Вологодской и Рязанской. Привожу краткий пересказ ее доклада.
С 1960-х годов Институт искусствознания накапливает материал, в том числе фотографии, по выдающимся постройкам прошлого, неизвестным широкой публике и даже специалистам. Только на первый взгляд кажется, что памятников XVII века в нашей стране осталось наперечет. Однако экспедиции по глухим сельским районам каждый раз приводят к какой-нибудь поразительно прекрасной церкви, усадьбе или комплексу жилых построек, датирующимся нередко XVIIXVIII веками и имеющим славную, запутанную и неизученную историю.
Двадцать относительно молодых (до 50 лет) и двадцать 70-летних и старше сотрудников Института искусствознания — и это на всю страну — пытаются год за годом выявлять подлинные жемчужины, забытые, разрушенные, затерянные в лесах и болотах, исковерканные и нередко оскверненные в XX веке. Экспедиции проводят летом в течение 2 недель, причем госфинансирование не покрывает и половины расходов. После этих поездок сотрудники института возвращаются больными, и причина этого даже не в физической усталости, а в моральной травме: фактически они посещают только руины, и при этом часто это руины выдающихся зданий, свидетелей блестящей истории нашей страны. Вернувшись в Москву, они систематизируют материал, ищут исторические источники по обнаруженным в глуши церквям, монастырям, усадьбам и деревенским постройкам, чтобы точнее продатировать объекты и хотя бы вчерне определить основные события, связанные с ними, и, конечно, проводят выставки. К сожалению, поучаствовать в экспедициях института невозможно. Выставка, посвященная поездкам в 2010—2011 годах, проходили в Институте искусствознания РАН в марте—апреле 2012 года.
Дополню рассказ Е. А. Шобран от себя (выводы тривиальны, но кто бы сказал что-нибудь иное после этого доклада!).
Поездки Е. А. Шорбан и ее коллег — это живая наука и важная, теоретическая подготовка для дальнейшей деятельности, которая должна быть направлена на сохранение и реставрацию того, что может не только радовать и восхищать, но и давать работу местным жителям. Неправда, что в нашей стране все ресурсы сводятся к углеводородам, металлам и лесу. Изумительные здания, в самых неожиданных местах, если их реставрировать и изучать их историю, — такой же ресурс, приносящий по всему миру значительные доходы, в первую очередь от туризма.
Буквально с каждым годом здания ветшают еще больше, росписи облетают, и кирпич крошится, и люди уходят из деревень — кто в города, кто на кладбище. Мы страну теряем каждый год. В этом сезоне начатое продолжится. Скоро не останется ни одного вещественного источника, подтверждающего, что до 2000-х годов русский народ действительно в России жил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий