вторник, 15 декабря 2009 г.

Хроники Нарнии - дополнение

Все-таки я была слишком категорична в своих оценках творчества Льюиса. Во-первых, в разные периоды его интересовали разные проблемы, а во-вторых, с течением времени его мастерство как писателя росло. Если в повести «Конь и его мальчик» мировоззрение Льюиса действительно отражается примерно так, как я описывала в предыдущей записи, то в поздних произведениях демократизм писателя усиливается, христианские тенденции также проявляются отчетливее, да и «европоцентризм», раздражавший в первых текстах, куда-то уходит. Например, все это характерно для повести «Покоритель зари, или Плавание на край света».

Кстати, в этой повести Льюис наконец-то объясняет, что именно его возмущало в современных ему школах: скука, муштра, небезопасность личности и т. п. Со справедливостью этих наблюдений нет смысла спорить: плохих школ и плохих учителей во все времена было предостаточно. Но непонятно, почему Льюис приписывает эти характеристики только английским школам 50-х годов – они же вполне описывали массовое школьное образование и XIX века, и более раннего времени, да и нынешнее тоже.
В повести «Серебряное кресло» вообще рисуется мрачнейшая картина школьных будней, причем причина автором усматривается в следующих вещах: названии школы – «экспериментальная», половой принадлежности директора – это женщина, совмещенности мужского и женского образования. О ужас, там, где учатся девочки, они всегда объединяются против мальчиков и их обижают (можно подсчитать даже количество вредных девочек, которые обижали главного героя – мальчика и его подружку). Гм, что и говорить, льюисовские нападки на школьное образование по-прежнему в старомодном ключе и по-прежнему педагогически необоснованны! Однако в этих книгах автор уже не ограничивается просто упоминанием о недостатках школы, а стремится хотя бы обрисовать свои основные претензии.
Вот что хорошо в его книгах, так это красочность, хороший язык, волшебство и приключения на каждой странице, - так и упиваешься этими красотами! После этого недостатки концептуального характера, конечно, уже не так заметны, тем более, я думаю, детям, ведь книжки-то рассчитаны на них.
Но все равно: я не могу окунуться в сказку, не подпитав свой педантизм и буквоедство, так что буду сама, как льюисовские резенеры, скрипеть из последних сил и упрекать его в несущественных промашках!

Комментариев нет:

Отправить комментарий