Одна моя знакомая поинтересовалась мнением окружающих: а классик ли русской литературы Михаил Зощенко?
По-моему, Зощенко нельзя равнять с классиками "первого уровня" вроде Пушкина. Он просто хороший писатель, создающий качественный продукт. Если вчитаться в тексты рассказов Зощенко, то можно увидеть, как тщательно он разрабатывал новый художественный язык и несколько совершенно новых тем, которые может поднимать художественная литература.
Теперь об оригинальности разработок Зощенко. Язык обновляли в 20-е годы многие писатели: Маяковский, Булгаков (совершенно необыкновенные эксперименты, взять хотя бы "Белую гвардию"), Бабель и др. Зощенко в их числе. Бытовые темы изучались писателями еще с чеховских времен. Чехов-фельетонист в числе других фельетонистов конца XIX века заострил внимание на смешных моментах, связанных с жизнью "маленького человека". А вообще внимание к "маленькому человеку" с его маленькими проблемами началось еще опять-таки с Пушкина и Гоголя.
Поэтому Зощенко, как мы видим, ничего нового в концептуальном плане не открыл. Он методично разрабатывал один жанр, и многие его рассказы написаны, конечно, виртуозно. Это да.
Но классик от просто хорошего писателя отличается тем, что способен совершить разные открытия в разных жанрах. Он может обозначить принципиально новые темы и даже создать новый жанр и совершить ряд открытий в стилистике, композиции текста и пр. (Здесь уместно вспомнить о скромной фигуре Пушкина, а еще, например, о Блоке или Булгакове, например.)
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий