суббота, 6 марта 2010 г.

Русская крестьянская модная одежда на рубеже XIX—XX веков


Позволю процитировать замечательный текст, который живописно обрисовывает костюм русских крестьян, живших в Костромской губернии на рубеже XIXXX веков. Текст датируется промежутком с 1897-го по 1901 год и был создан в качестве ответа на вопросы «Этнографическое бюро» князя Тенишева. Это подлинный исторический источник, стилистика, пунктуация и другие особенности оставлены в нем так, как даны в оригинале.
Не знаю, как другим читателям, но мне показался этот текст очень содержательным и позволяющим делать некоторые выводы.
В этой цитате речь идет о моде в Галичском уезде Костромской губернии. Как известно, население этой губернии уже в середине XIX века активно участвовало в отхожих промыслах, тесно соприкасалось с городскими обычаями и нравами, было сильно задействовано в капиталистических отношениях и т. п. И, как известно, жизнь тех местностей, которые расположены недалеко от столиц, сильнее подвергалась городским влияниям и сильнее поэтому трансформировалась.
Нижеследующий текст позволяет судить о том, что русские крестьяне уже за двадцать лет до революции перестали носить хрестоматийные «кокошники» и «лапти» (беру эти слова-символы в кавычки, чтобы подчеркнуть, что они объединяют многие наши представления о моде того времени). В общем, получается, что в революционных процессах начала XX века русский народ участвовал не в «зипунах» и «армяках», а во вполне модной и вполне европейской одежде.
Хочется рассказать об ошибках, которые совершаются некоторыми любителями старины. Иногда, например, проходят выступления фольклорных ансамблей, члены которых одеты в нечто «русское народное» и исполняют что-то из «русской старины», без попытки создать исторически достоверный образ. Бывает, они танцуют кадриль в сарафанах и посконных рубахах, не учитывая, что кадриль - это французский танец, который широко распространился в крестьянской среде уже в самом конце XIX века, что его танцевали только в городских, сшитых на заказ, дорогих костюмах, что он был популярен только там, где жители были тесно связаны с городами, и т. п. Подобные ошибки совершают даже очень опытные руководители ансамблей. Например, в ноябре 2009 года я видела подобное смешение всего на свете в выступлении фольклорного коллектива, существующего при филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.
Приведенный пример говорит о том, что наши расхожие представления о прошлом и само прошлое – это разные вещи. Мы можем романтизировать русскую крестьянскую жизнь и воспроизводить некоторые действия людей ушедшей эпохи, – но лишь до тех пор, пока не совершаем грубых ошибок и прямых подтасовок данных.



Будничную одежду крестьянина летом составляют рубахи из ситца и штаны из какой-либо недорогой материи, большею частью, так называемой, «чертовой кожи», очень плотной бумажной ткани, черного и рыжего цветов; старики еще носят и теперь штаны из домотканой пестрядины синего цвета, но в настоящее время этой здоровой ткани становится все меньше и меньше.
Поверх рубашки носится обязательно «жалетка» (глухая). Обуваются в сапоги. Лаптей тоже уж нет. Верхнее платье составляют: у стариков – кафтаны из овечьей шерсти, а у молодых – пальто. В праздники употребляются другие наряды. Ситцевая цветная рубашка, штаны из материи, жилет и пиджак, на ногах сапоги, на голове картуз. Это одежда пожилых. Одежда же молодца отличается тем, что поверх рубашки надевается манишка крахмальная (иногда эта манишка, одна и та же, служит целую зиму, не зная стирки, крахмала и утюга), открытый жилет, пиджак или сюртук; поверх сапог, хотя бы и черных, - резиновые галоши, на голове или фуражка, или шляпа, но еще не цилиндр. Верхняя одежда – пальто. Иногда одно и то же во все времена года. Жители деревни стригутся в скобку, а питерщики – «под польку» и «бобриком» или «ершом».
К числу платья, приготовляемого дома своими руками, относятся тканье холстов и навин из льна для приготовления рубах, мужских и женских, и нижних штанов, пряжа овечьей шерсти, из которой вяжутся чулки, варежки, перчатки, иногда – шарфы и из нее же ткутся серые и черные сукна для кофт (рабочих), кафтанов и армяков.
Из шерсти, кроме этого, бродящими шерстобитами, а по-местному «шестоперами» валяются валенки; выделанная овечья шкура идет на приготовление зимней одежды под именем полушубка, который шьется с лифом и широкими полами; для красоты полушубок отделывается на груди, рукавах и всей правой поле по краю до подола черным шитьем в узор, весь рисунок отделывается цветным сафьяном, красным и синим зубчатым шнурочком и котиком. Кроме полушубка, из овчин шьется еще т.н. тулуп, покрой его резко разнится от полушубка. Покрой прямой, без талии, длиннее полушубка вершка на четыре с большим воротником для закрытия головы. Тулуп носится поверх полушубка и носится в сильные морозы. Из обуви крестьяне сами приготовляют еще т.н. ступни. Ступни делаются из лент, бересты, особым инструментом, называемым «кадочиг». Для плетения ступней и лаптей надо и уменье. Говорят, что будто бы даже Петр Великий, уж то ли не мастер на всякие дела, а и то не сумел сплести лапти. Это очень любят крестьяне говорить, плетя ступни или лапти. Ступни надеваются на босую ногу, идя на двор к скотине, конечно, летом, да еще во время жнивья, чтоб сжатая солома, торчащая, как щетина, не колола босую ногу. Жать же в другой обуви, будто бы, жарко, а, пожалуй, что и жалко.
Обыкновенную одежду крестьянина в доме составляет: штаны, рубаха, иногда жилет, на ногах плохие сапоги, кожаные или валенки, смотря по времени года. Так же одеваются и парни. Крестьянки дома ходят в сарафанах, рубахе с открытым воротом, позволяющим видеть верхнюю часть груди, иные, помоложе, носят юбки с козакамибастин»), обуваются в сапоги, ботинки или валенки, большею же частью, женщины в избах ходят босиком.
Выходя на улицу, крестьяне накладывают на плечи или пальто (молодые), или кафтаны (пожилые); зимой – шубу. Крестьянки носят кафтаны или кофты, зимой – пальто и полушубки.

Примеч. Женский полушубок отличается от мужского тем, что воротник заменен оторочкой и имеет узкое шитье на груди. Вообще отличается меньшею красотою в отделке.

Выходя на работу, одевают то же, но более плохое и старое. Идя в гости и в церковь, одеваются в самое лучшее. Мужчины – новые рубахи, штаны, жилеты, «пиньжаки» и сапоги; если время холодное, то – пальто или полушубок. На головах носят фуражки и шапки. Молодцы надевают манишки, часы, галоши, в руки берут или трости, на головах носят фуражки, шапки (модные, каракульки или поярковые) и шляпы. Старики одеваются просто. Верхнее платье – кафтан или полушубок, подпоясанный цветным кушаком с узлом впереди и концами на боках.
Женщины одеваются в платья, сшитые городской портнихой, в дипломаты [приталенные пальто. – Сабл.] с модной отделкой, дипломаты шьются на вате или на меху, смотря по средствам. На головах носят платки разных тканей и вязаные косынки.

Примеч. Женщины среднего возраста и старухи носят повойники, из-под которых совершенно не видно волос, поверх повойника носятся платки. Девушки одеваются очень нарядно. Так, что даже как-то странно видеть крестьянку одетой по-городски. Это странно особенно тому, кто хорошо знает крестьянскую жизнь и ее условия. Видя крестьянскую [девушку] так разнаряженную, невольно приходит в голову пословица: «на брюхе шелк, а в брюхе-то щелк». Итак, одеваются крестьянские девушки, идя в гости или на праздник: платье из материи, сшитое по картинке городской портнихой. Ботинки из материи или легкой кожи, шагреня, опойки и т. п. В грязь одеваются галоши. Волосы на голове причесываются по моде и надевается шляпка из соломы или поярка. Одна и та же шляпка и зимой, например, в Р. Х. и в Троицын день. Шляпы надеваются только по большим праздникам, с модной отделкой. На руки одевают перчатки (это ничего, что вчера эти руки грязны от навоза). У каждой девушки непременно в руках раскрытый зонт. Иногда бывают такие курьезы. Солнце светит, допустим, в лицо, а зонтик палкой своей лежит на плече и нисколько не защищает лица от солнца. Бывает и так, что в роскошную погоду прогуливаются с раскрытым дождевым зонтом. Мода!

При сватании все эти принадлежности – перчатки, шляпа, зонт, галоши – выговариваются женихом в приданое за женой. Поверх платьев носят жакетки, пелеринки и накидки с лентами, кружевами и разного рода отделкой. Сами отцы девушек жалуются на то, что их разоряют эти наряды, но, благодаря моде, приходится тратиться и наряжать дочь, чтобы она не засиделась в девках. Очень часто женихи выговаривают для своих жен даже ротонды. Вот вам и деревня! Вот и крестьянская девушка! Вчера она ходила за коровой в овчине с присущим ей запахом, а сегодня разряжена по последней моде и надушенная духами, хотя бы получай! А душатся, действительно, убийственно, так душатся, что иные, стоя в церкви, от спертого воздуха духов, равных цветам, падают на пол.
Детей одевают дома просто, а идя в люди, одевают наряднее, у некоторых мальчики одеваются в костюмы по журналу. Молодцы бороды бреют, т. к. девицы не любят тех молодцев, которые носят большие усы (а усики – ничего) и бороды. У девиц есть такая песенка:

Не пойду за усана,
Поди-ка, мамочка, сама.

Стригутся, как сказано выше. Как молодцы, так и девушки любят примазывать волосы маслом, деревянным и коровьим, а, если есть, то помадой. Девушки употребляют румяна, белила, цветной фиксатуар и даже пудру.


Цит. по: Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. Т. 1. Костромская и Тверская губернии. СПб.: Деловая полиграфия, 2004. С. 246—247.

Автор текста - корреспондент Решеткин Владимир Валентинович (учитель Мостищенского земского училища с. Мостище Свиньинской волости Галичского уезда).
В архиве Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) этот материал хранится в: Ф. 7. Оп. 1. Д. 599. Л. 4—44.



1 комментарий: