четверг, 4 февраля 2010 г.

О еврейском и русском быте второй половины XIX века

Почему-то в детстве мне не привелось познакомиться с творчеством Шолом-Алейхема. Прочитала кое-какие его детские рассказы и повести вчера (см.: Шолом-Алейхем. Истории для детей. М.: Дет. лит-ра, 1966). И что-то мне не показались эти произведения какими-то особенно интересными и оригинально написанными. "Мальчик Мотл" вообще показался затянутым, описания длинные, а действия мало. Рассказ "Мафусаил" о старом-престаром коне, которого заездили дети, тоже показался скучным, а мораль я вообще не поняла: в конце все дети и их учитель хохотали, стоя над трупом лошади, - что ж хорошего? Остальные рассказы, к счастью, получше и посодержательней.
На что я обратила внимание - это то, что всем героям, особенно взрослым мужчинам, свойственна большая религиозность и что они постоянно думают о деньгах. И еще (в свете моей темы диссертации) я обратила внимание на то, что даже у нищих евреев, живших в черте оседлости в перенаселенных местечках, - даже у них на семью приходилось минимум две комнаты и кухня. И они никогда (см., например, рассказ "Мафусаил") не брали животных в дом! Нищий мальчик, сирота в рассказе "В гостях у Артаксеркса", жил в отдельной каморке. В рассказе "Ножик" абсолютно нищая, голодающая семья сдавала жильцу не угол, а отдельную комнату. И все в том же духе.
И в то же самое время - вторая половина XIX века - русские крестьяне, имевшие все-таки и землю, и возможность зарабатывать деньги отхожим промыслом, и вообще "титульная" нация, которую не так третировало родное правительство, как евреев, - русские жили несравненно хуже. Вплоть до революции у русских крестьян было принято жить в одной избе (жилая площадь которой, за вычетом места под печь, составляла 5-10 квадратных метров) всей семьей: родители, дети от мала до велика, взрослые женатые сыновья со своими семьями, домашние животные, куры... Для молодоженов, конечно, сооружали пристройки - пуньки, были и горницы - но эти помещения были неотапливаемые (!), то есть в них нельзя было жить с октября по апрель!! И пусть не приводят в пример северные хоромы вроде архангельских и вологодских - они только кажутся огромными, а в сущности это одна крошечная комнатка для жилья, объединенная с хозяйственным двором и его постройками.
Я находила описание (кажется, у Н. Бржеского) семьи, у которой была гигантская по тем временам изба в 40 квадратных метров - и в ней жило 16 человек. Отдельной кухни, разумеется, не было. У Бунина в рассказе "Князь во князьях" описывается подобная ситуация: огромная семья ютится в землянке, все спят вповалку едва ли не на общей постели, и тут же - корова, поросята и т. д. У Чехова в рассказе "Мужики", у Лескова в повести "Житие одной бабы", да боже мой - у огромного количества писателей в огромном количестве произведений можно прочитать подобные описания, которые, однако, даже автора не шокируют. Можно насладиться, в конце концов, материалами "Этнографического бюро" князя Тенишева, которые можно найти во всех крупных библиотеках, кроме Ленинской (там, видимо, еще не закончилась библиографическая обработка).
Таким образом, после прочтения рассказов Шолом-Алейхема в качестве исторического источника и некоторых сравнений действительно можно согласиться с выводом Б. Н. Миронова о том, что в тот период русские объективно жили хуже очень многих народов Российской империи, а их культурно-бытовой уровень соответствовал традиционному, средневековому.
В заключение выскажу личное мнение.
Мне очень жаль людей, которые были вынуждены жить в таких условиях. Когда я начинала изучать дореволюционный быт русских крестьян, то наивно считала, что советские историки (например, Панкратова, позже - Анфимов, Рындзюнский и многие другие) из-за политических соображений всё исказили и их исследованиям доверять совершенно нельзя. Но оказалось, что они, пожалуй, еще многое не стали упоминать, чтобы картина не казалась совсем беспросветной.

3 комментария:

  1. Разрешите уточнить относиительно площади избы: 5-10 квадратных метров точно не ошибка? Может, вы имеете ввиду длину одной стороны дома? Чтобы площадь была 5 кв.м., сторона будет всего 2,2 м. На такой площади уместится только 4-6 спящих людей. А как же классические лавки, стол, сундук, которые обычно присутствуют в избах на картинах. Да и наш преподаватель из Историко-архивного (И.В. Курукин), описывая обстановку крестьянских изб, их называл.

    ОтветитьУдалить
  2. Я имею в виду отапливаемую часть избы, а сундуки могли располагаться и в сенях, чуланах, пристройках и т. п.
    К тому же 5-7 квадратных метров - это площадь кухни в хрущевке. А в ней вполне помещается 4-6 человек + мебель + запасы еды (!). Так вот, на подобной площади вполне помещаются лавки и сундуки. Но изба - это помещение в два "этажа": плоскость, в которой располагаются стол и лавки, а также полати. На полатях и на печи можно вполне спать и не вшестером, а большему числу людей, особенно если речь идет о детях.
    К тому же такая мизерная цифра - не моя, я ее вычитала в материалах этнографических обследований начала XX века (Этнографическое бюро князя Тенишева и др.).
    Всё это очень и очень печально!!

    ОтветитьУдалить
  3. Я имею в виду отапливаемую часть избы
    Матушка, чтож Вы считать то разучились? Сруб 5х5 метров это 25 квадратных метров, на печь 2х2=4 квадратных метра, пространство избы в пределах сруба отапливается этой печью всё целиком. Другое дело что на место для мелкого скота, всякий скарб и так далее уходит еще площадь, а 5-7 метров квадратных, это свободная ничем не занятая площадь.

    ОтветитьУдалить