среда, 19 мая 2010 г.

Некоторые книги могут и разочаровать

Я думаю, что настоящее фуфло - коварнее, чем нам кажется. Возьмем, к примеру, книгу Я. Вишневского "Одиночество в сети" (автор - поляк). Книга была написана в середине 90-х годов. И что же? Она тщательно воспроизводит восторженные газетные постперестроечные лозунги 90-х:
1) славяне (поляки) глубже и душевнее всех остальных народов, в первую очередь немцев;
2) да здравствует глобализация, отмена с помощью Интернета всех границ, да здравствует всемирное общение;
3) да здравствует легкость, с которой отныне можно говорить о сексе, вообще об интимной стороне жизни;
4) думающему человеку не место на нищей родине (в данном случае в Польше) - надо уезжать;
5) нищая родина (Польша) настрадалась во время Второй мировой войны от немцев и СССР, так что теперь Германия и Россия должны искупать свою вину до конца своих дней;
6) надо срочно худеть.
И тому подобные шаблонные, газетные клише. Я уже не говорю о беспомощности и экзальтрованности автора, когда он пытается рассуждать о компьютерных и интернетовских новинках, - это и скучно, наконец!
Таким образом, известная, разрекламированная книга, которую можно найти в каждом книжном магазине, - это не более, чем "бестселлер"-однодневка, интересный только с социологической точки зрения.
Вот почему, мне кажется, при чтении книг нужно обращать внимание на:
1) форму, язык;
2) сюжет, глубину и проработанность ситуаций, персонажей и т. д.;
3) концепции и идеи, которые автор пытается донести с помощью своего произведения.
Обычно автор находится в плену господствующего литературного стиля, сюжет заимствует, а идеи воспроизводит ровно те же, что он слышит в вечерних новостях по государственному каналу или у бабок возле подъезда (или читает в специализированных журналах, но так или иначе - всё с чужого голоса).
Можно привести другой пример коварной литературной халтуры. Таково, например, большинство рассказов Бунина: он пишет журнальным языком конца XIX века и повторяет слово в слово характерные для публицистики того времени идеи (рассказы "Захар Воробьев", "Степа", "Золотое дно", "Игнат", "Худая трава" и т. п.). Самым "выдающимся" рассказом из этой серии я считаю "Золотое дно", который представляет собой одновременно нечто эсеровское, меньшевистское и либеральное, причем эмоциональное и злободневное. А ведь Бунин - писатель, которого последние 20 лет усиленно объявляют классиком!
Поэтому мой совет: не верьте рекламщикам и издателям. Сами оценивайте то, что читаете, по вышеперечисленным критериям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий