вторник, 17 ноября 2009 г.

Творчество И. А. Бунина

Все это сообщение я хотела посвятить своим впечатлениям о творчестве Бунина. Хотя я не филолог и сама недолюбливаю, когда некомпетентные люди высказываются о чем-либо, тем более слишком резко и откровенно, все-таки я постараюсь чем-то аргументировать свои соображения и сделать их более информативными.

Когда я подбирала рассказы для сборника, – делала это по заказу редакции, – то обратила внимание на то, как часто Бунин возвращался к одному и тому же сюжету: молодой и красивый мужчина встречает молодую и очень красивую женщину, она в него влюбляется, но счастье их не ждет из-за смерти или внезапного отъезда одного из возлюбленных. Взять, например, классический состав «Темных аллей». Душещипательность и нарочитый надрыв, наверное, большинства вошедших туда рассказов очевиден. Посмотрите, например, на композицию и стилистические особенности «Натали», «Кавказа», «Степы», «Музы», «Руси», «Антигоны», «Тани», «Генриха» и т. д. Квинтэссенция халтуры – рассказы «Визитные карточки» и «Пароход “Саратов”».
Поэтому «мой» сборник совершенно непохож на те варианты, которые выходили раньше, особенно в 1970-е годы. Я намеренно не стала вводить в него скучнейшие, полемические и беспомощные с художественной точки зрения, но обязательные для почти каждого советского издания рассказы «Деревня», «На край света», «Золотое дно» и др., посвященные проблемам русской деревни рубежа XIX–XX веков.
Как понятно из самих произведений и из биографии писателя, Бунин при всей своей эрудиции и активной журналистской деятельности не знал предмет в должной мере. Фактически содержание его «деревенских» рассказов представляет собой неосознанное цитирование брошюр то Карышева и Кутлера, то Воскресенского, то кадетской, то меньшевистской прессы. Поэтому оно интересно лишь постольку, поскольку автором их является Бунин и написаны рассказы в его ранний период творчества, а также с историографической точки зрения.

А вот какие рассказы, как мне кажется, являются действительно бунинскими – добрыми, прекрасно написанными, выражающими отрефлексированные идеи автора:
• «Танька» (1892) – рассказ о маленькой крестьянской девочке из голодающей деревни;
• «Эпитафия» и «Над городом» (1900) – своеобразные стихи в прозе, размышления о бренности бытия и т. д., но красиво, выпукло и непошло;
• «Новый год» (1901) – здесь речь идет о семейной паре, в которой по каким-то причинам не утихали ссоры, но внезапно супругов снова захватывает любовь и они проникаются мудростью. Кроме хорошего сюжета (и близкого мне по личным причинам содержанию), рассказ еще отличает великолепный язык. «Зимняя» тема встречается во многих бунинских произведениях: «Снежный бык» (о любви отца к детям), «Новая дорога» (о любви к России) и др., – но «Новый год» – это, наверное, мой любимый текст;
• «Далекое» (1903), «Цифры» (1906), «Подснежник» (1927) – дивной красоты и трогательности рассказы о маленьких мальчиках;
• «Птицы небесные» (1909), «Древний человек» (1911), «Сверчок» (1911) – добрые, сострадательные рассказы о пожилых людях: странниках, крестьянах и батраках. По моим наблюдениям, Бунин вообще до эмиграции отличался особой любовью к подобным персонажам и умением создавать убедительные образы;
• «Иоанн Рыдалец» и «Лирник Родион» (1913), а также два рассказа, которые все же не вошли в сборник, – «Аглая» и «Пост» (1910-е), – это короткие произведения на религиозные темы, в которых чувства показываются без манерности, официоза и слащавости, с высоким накалом и убедительностью. Мне очень хотелось бы надеяться, что Бунин написал на религиозную тему что-то еще. Невозможно поверить, что человек с такой глубокой верой и такими обширными познаниями в церковной области написал о Боге и Его служителях всего-навсего с десяток рассказов, кроме тех, которые я упомянула. Может, рукописи потерялись или тексты случайно не были включены в собрание сочинений («Терра», 1994—1997)?
В сборнике будут, разумеется, и всем известные «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Чистый понедельник» и другие рассказы о любви из числа «второстепенных»: «Заря всю ночь», «Солнечный удар», etc. Куда уж без них? Но ведь писатель интересовался вовсе не тем, что ему приписывает традиция, – мелодраматическими любовными страстями, – а трудной жизнью пожилых крестьян, детей, странников, монахов и т. п. Вот рассказы о них-то и являются, как мне кажется, центральной темой творчества Бунина.

Я поделилась здесь моими собственными догадками, которые стали для меня (не филолога и не специалиста по Бунину) главным открытием в его произведениях. Надеюсь, они были изложены без категоричности, а субъективность оценок не показалась навязчивой.

4 комментария:

  1. Вы наверное знаете про бунинскую выставку "Чаша жизни" в доме Остроухова? Я собираюсь.
    http://goslitmuz.ru/ru/ostrouhov-vistavki/573-2010-09-30-05-37-59

    ОтветитьУдалить
  2. Нет, не знала! Спасибо за ссылку!

    ОтветитьУдалить
  3. Аня, не соглашусь на такой взгляд на творчество Бунина. Его темой как раз была любовь, ничего с этим не поделаешь, но писал он её как художник по холсту - живописно, тонко, с эпитетами-полутонами. Деревня у него хороша, когда в связке с романтикой любви, с лирикой.
    Повторяющийся сюжет действительно имеет место быть, несчастное расставание в конце, но ведь так всё и бывает в жизни - встречи и расставания, и только редкие из них заканчиваются счастливым браком. Бунин был влюбчив и писал, что знал (зато как мастерски). А вот деревня у него, когда он не пишет любовь, невесёлая и тягостная (наверное, это правдиво, но читать сил нет).
    "Чистый понедельник", "Таня", "Руся", "Поздний час" - это же поэзия в прозе, там такие описания, что всё перед тобой проходит как живое. А "Митина любовь"? А "Грамматика любви"? Они чюдесные, прекрасные, хотя все с печальным концом.
    Я подметила, что у него скорее тип женщины один - невысокого роста, худощавая, тёмная, южного типа.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за это уточнение!
    Это мои, в общем-то, давние наблюдения. Недавно я к ним вернулась и подумала, что все-таки главная тема творчества Бунина - это любовь. Конечно же. Это бесспорно.
    Но при этом любовь не только между мужчиной и женщиной, а любовь как таковая - например, к миру, к слабым, к природе, к красоте и т. п.

    ОтветитьУдалить