среда, 27 января 2010 г.

18 января 2010 года.

Пока мне никак не удается найти подходящий материал для диссертации. Тема, которую я для себя сформулировала, видимо, слишком сложная и экзотическая. Высказываний крестьян о степени комфортности своего жилья найти мне пока не удалось, хотя я и потратила уже месяца два на поиски. Журналы XIX века (например, «Исторический вестник» за 1880—1882 годы) пока не дали вообще ничего, кроме коротенького стихотворения-песенки, пригодного лишь с натяжкой. Вот оно:

«Для Машуриньки такой
Есть у меня особый покой.
Уж и спальню твою
Всю цветами уберу;
Я цветами, зеркалами,
Да и разными красами
И подушечками.
Тесовая кровать
(“Красна дерева кровать”, по другому варианту.)
На коврах будет стоять;
Рассчастливая Машура
Будет нежно почивать
(“На бархатном на диване”. Др. вар.).
Серебряны самовары
На столах будут кипеть
, и т. д.».
Песня цитируется по статье Вл. Михневича «Извращение народного песнетворчества» (Ист. вестник. 1880. Т. III. С. 763), причем автор не описывает ни дату, ни место, ни обстоятельства, где был зафиксирован этот текст. Можно лишь предположить, что текст относится к 1870-м годам, а сложен был людьми, которых так или иначе затронуло отходничество (статья в целом написана о крестьянах-отходниках и их песенном творчестве). Если предположить, что песня не выдумана самим Михневичем, а является подлинным текстом, то получается, что уже в 1870-е годы начинают формулироваться новые жилищно-бытовые запросы: на цветы, зеркала, самовары, кровати, ковры и «разные красы» + на «особый покой» для проживания одной-единственной девушки/любимой девушки.
Но с учетом того, что мне удалось найти пока лишь единственный документ на эту тему, пока можно по-прежнему утверждать, что в 1870-е годы жилищная проблема еще не представлялась широким слоям населения (крестьянству) особенно острой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий