среда, 27 января 2010 г.

О детстве Софьи Васильевны Ковалевской в селе Палибино (неподалеку от Великих Лук)

Цитируется по: Семевский М. И. Путевые очерки, заметки и наброски: Поездка по России в 1890 г. // Рус. старина. 1890. № 12. С. 713—716.

«Живо воскресают пред нами воспоминания зимы 1862 декабрь / январь 1863 годов. Мы подъезжаем к барскому дому, выстроенному во вкусе барских домов 1830—1840-х годов, с башней, широкими крыльями флигелей; дом этот своими крыльями как бы принимает гостя в свои объятия. Входим, - множество прислуги, дом полон всего, как чаша. Отец, мать, бойкий хорошенький мальчик сын, гувернер, англичанка гувернантка, прехорошенькая одиннадцати-двенадцатилетняя девочка – это Софочка, резвушка, знаменитый впоследствии магистр изящных искусств, доктор философии, профессор высшей математики; старшая ее сестра [Анна Васильевна, в замужестве Жакляр. – С.], в то время лет 17-ти или 18-ти, стройная, прекрасная блондинка, с синими, иногда как бы зелеными глазами и дивною волнистою косою…
Мамаша этих барышень полненькая, самая приветливая дамочка, не могущая забыть, что она была когда-то хорошенькая – это хозяйка-генеральша, и, наконец, сухой, чопорный генерал [В. В. Корвин-Круковской. – С.]… вы его так и видите за пасьянсом, vis-à-vis с гувернером его детей… <…> А тут же, в обширном зале, раздается звонкий смех Софочки: резвушка, хорошенькая девочка, встряхивая роскошными кудрями каштановых волос, бегает с мячиком, подбегает к сестре, обнимает ее, целует и снова несется по комнатам. <…> Перемерли старики, сошла в могилу пылкая, даровитая русская женщина-писательница Анна Васильевна, не более как года четыре спустя после моего знакомства с нею ставшая кумиром гениального писателя Ф. М. Достоевского, горячо, глубоко-искренно ее полюбившего и безуспешно просившего ее руки. <…> Под сенью этих чудных аллей мечтали, думали да передумывали о разных вопросах в сфере идеалов две головки прекрасных русских девушек… Одной из них выпала доля всевозможных треволнений, - доля русской писательницы; другую озаряет слава первой по времени русской женщины-ученого, профессора высшей математики, труды которой ведомы ученому миру всей Европы… <…> Как дух наживы не сокрушил этих прекрасных аллей ни на лыки липовые на продажу, не повалил дубки на всякое изделие?.. <…> А перейди это имение из рук теперешней владелицы к крестьянам, что легко совершится в близком будущем, немедля лягут под ударами топора Колупаевых эти дорогие насаждения, стоившие упорных трудов, ухода и забот нескольких поколений…»

Комментариев нет:

Отправить комментарий